Иерей Александр Туховский поздравил учащихся Дударевской школы с Рождеством Христовым и Новым годом

По приглашению директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дударевская средняя общеобразовательная школа» Ермаковой Татьяны Николаевны, настоятель Смоленского храма станицы Шумилинской иерей Александр Туховский поздравил учащихся с Рождеством Христовым и Новым годом. Отец Александр напомнил учащимся о том, что грех, совершенный в мыслях, уже является грехом. Вся внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Нашему. Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым. Молитесь Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познать грехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — эти преступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсь собою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других, смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда помнить о них, о грехах моих и каяться в них всегда, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей — гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца (смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия, чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов». По завершении беседы, батюшка подарил всем детям, ученикам школы и воспитанникам детского сада сладкие рождественские подарки.

Историческая справка.

В приречной долине реки Песковатка на два десятка км. раскинулись плодородные земли. Это привлекло в 1765 году первого поселенца Иллариона Дударева, который решил занять себе здесь место под усадьбу. По войсковой грамоте от 24.12.1775г. «для развития скота, хлебопашества и сенокошения» был закреплен и дополнительно прирезан земельный участок сыновьям Иллариона Дударева: Степану и Кузьме Дударевым. Они стали застраивать хутор. Вначале было два двора. По хуторской переписке 1820 года, хутор Дударевский, который назывался некоторое время Песковатским, состоял из девяти дворов. В 1851 году в нем было уже 25 дворов. С этого времени пошло быстрое заселение по обеим сторонам реки Песковатки. К 1887 году хутор Дударевский был разделен на три самостоятельных хутора — Верхне-Дударевский, Средне-Дударевский, Нижне-Дударевский. В 1870 году в хуторе Верхне-Дударевском была построена церковно-приходская трехклассная школа. Ёе здание состояло из двух просторных комнат и небольшой комнаты для учителя. В школе преподавался Закон Божий наряду с другими предметами. Учились в школе только дети богатых, потому грамотных в хуторе были единицы. Дети бедняков с завистью посматривали на окна школы, проходя мимо неё. Только в 1917 году открылись двери школы для детей бедняков. Первым учителем после революции был Михаил Ананьевич Мельников. Михаил Ананьевич Мельников начал свою педагогическою деятельность в 1900 году. До революции он работал учителем в городе Бузулуке, а затем до 1932 года работал учителем в хуторе Верхне-Дударевском. Многие жители хуторов Дударевки учились у Михаила Ананьевича и хорошо помнят его. В 1932 году в хуторе Верхне-Дударевском был открыт пятый класс школы колхозной молодежи — ШКМ. Колхозные подростки окрестных хуторов пошли учиться. В 1934 году школа стала начальной. Первым её директором был Георгий Илларионович Попков. В 1935 году состоялся первый выпуск учащихся седьмого класса. В 1959 году наша школа стала восьмилеткой. В годы Великой Отечественной войны выпускники Дударевской школы стояли насмерть, защищая Родину. Многие не вернулись в родное село, пали смертью храбрых в боях с немецкими фашистами. В 1967 году наша школа стала средней. Многие выпускники и сейчас живут в хуторе Дударевском… В конце 19 века, в 1872 году, в хуторе Дударевом была построена Казанская церковь. Церковь однопрестольная, деревянная, при ней – колокольня на дубовых столбах, прикреплена к церкви железными винтами, а ограда построена в 1884 году. Об этом повествуют архивные материалы. Фундамент ограды снизу камнем точеным был выложен, а сверху стояли железные резные решетки. Церковь была красивая, богата иконами. Звон колокола был слышен на всю округу. Вокруг церкви росли деревья. Жители Верхней, Средней и Нижней Дударевки, хуторов Кривской, Бондаревский, Маркин, Голый Лог, Лосевский, Мельняковский посещали эту церковь. В праздничные дни число прихожан доходило до 600 человек. В церкви проводили службу, крестили, венчали, отпевали. По словам Землянухиной Екатерины Яковлевны (1914 г. р.), которая венчалась в этой церкви с Егоровым Василием Алексеевичем, церковь была очень красивая, позолоченные иконы украшали её. Звонили так, что заслушаться можно. У батюшки, служившего в этой церкви, была семья: жена, сын Борис и три дочери. Младшая, Нина, — ровесница Екатерины Яковлевны. Когда начались гонения на церковных служителей, Борис стал встречаться с дочерью активиста хутора Максима Ивановича Бокова, Катей. Затем они поженились. Максиму Бокову пришлось уехать в Москву, чтобы для зятя оформить необходимые документы. Как только Борис получил их, батюшка с семьей уехал. Кравцова Евдокия Степановна вспоминает, как она 10-летней девочкой в 1937 году ходила в церковь с бабушкой, Иванковой Прасковьей Сидоровной, святить паски. Недалеко от церкви располагался маленький базарчик, на площади церковный колодец. Рядом с церковью – караулка-дом, где крестили детей. Ермаков Николай Андреевич рассказывает о том, что его дедушка, Ермаков Арсений Григорьевич, служил в церкви звонарем, был ответственным секретарем по сбору от прихожан подаяний, зажигал свечи. Псаломщиком в церкви был Дмитрий Трофимович Дударев. Савченко Надежда Николаевна говорит, что в церковь ходила с прабабушкой из хутора Мельняковского. В церкви по левую сторону стояли женщины, по правую — мужчины. В центре был проход. В архивных материалах есть запись о том, что в двух верстах от станицы Вешенской, в песках, есть место, где, по всей видимости, было побоище: в этом месте находят кости людей, наконечники медных стрел, стремена, удила и другие вещи (Донесение окруж. Начальника, 1887 год). Интересен железный наконечник от копья, найденный в курганах вместе с другими предметами на земле хутора Дударева. В настоящее время он находится на древке хоругвии Дударевской Казанской церкви («Казачий Вестник», 1884 год, №86). Разорять церковь в х. Дударевском начали в 1930-х годах, а из этих строй материалов построили клуб, который и сейчас находится на этом же месте. На фундамент пошли все камни из церковной ограды. А железные штыри, решетки, церковный колокол переплавили на сельскохозяйственный инвентарь в МТС. После того, как церковь перестала существовать, в Дударевке был открыт молитвенный дом. В нем служил батюшка, а псаломщиком был Грузинов Алексей Максимович. Уцелевшие книги, иконы располагались там. Людей собиралось много, некоторым приходилось стоять на улице. После войны молитвенный дом находился в Средней Дударевке, в домовладении Егорова Тихона Игнатьевича. Службу проводил батюшка – отец Иваний. Мельников Иван Павлович ведал приходом, зажигал свечи. В доме был алтарь, иконостас, пели певчие. Из-за разногласий молитвенный дом был закрыт в начале 1960 г. Все ценное перевезли в Вешенскую церковь. После закрытия история молитвенных домов в х. Дударевском прекратила существование. Сегодня, снимая шапку перед церковью Архистратига Михаила в станице Вешенской, мы вспоминаем церковь родного хутора. Нас, молодых, радует решение народного схода о восстановлении церкви в х. Дударевском на прежнем месте. В честь 320-летия хутора Дударевского в августе 2005 года был установлен и освящен крест на том месте, где некогда была церковь Казанской Божьей Матери.

(6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *