Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная неделя

Дорогие братья и сестры! Поздравляем с неделей Крестопоклонной!

 

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ православный Крест.
В Православии каноническим считается восьмиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

 

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

 

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

 

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.

АФОНСКИЙ КРЕСТ (ГОЛГОФСКИЙ)
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

 

Что означают надписи на кресте:
Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

 

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

 

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.

 

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

 

КРЕСТ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

 

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

 

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

 

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

 

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

 

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

 

ПРОЦВЕТШИЙ КРЕСТ
(по статье Дмитрия Трофимова, руководителя творческих мастерских «Царьград» — с сайта фома.ру)

 
Часто мы можем увидеть в храме изображение Креста Господня без фигуры распятого Христа. Древо оживает на наших глазах: из основания вьются побеги виноградной лозы с листьями и даже гроздьями. Такая иконография поэтично называется Крестом Процветшим. Она известна с древности.

 

Процветшие Кресты часто встречаются в византийском и древнерусском искусстве, на Балканах, в Армении и Грузии. Их наносили на стены катакомб, высекали на каменных саркофагах и алтарных преградах, ими украшали храмовые двери. Пожалуй, самое раннее изображение Процветшего Креста на Руси находится в Великом Новгороде, в клеймах медных Корсунских врат Софийского собора. По мнению исследователей, эти врата привезли из Византии в IX веке. Если вы посетите сербские церкви, то у входа встретите написанный красным по белому фону Процветший Крест, стоящий на возвышении — Голгофе.

 

Мы называем Крест Господень Животворящим. Образ Креста с пышными побегами ясно указывает на жизнь вечную. Мы угадываем в этой композиции библейское Древо Жизни, которого лишилось человечество в лице Адама и Евы, но вновь обрело с приходом Христа. Здесь художественно отражено учение святых отцов о том, что райское Древо — прообраз Креста: «Сей честный Крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю», — писал св. Иоанн Дамаскин.

 

Глядя на Процветший Крест, мы вспоминаем еще один ветхозаветный прообраз — жезл первосвященника Аарона, который «…расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Виноградная лоза означает и таинство Евхаристии. Процветший Крест по силуэту напоминает, а значит, и включает в себя другой христианский символ спасения — якорь.

 

Образ Процветшего Креста очень декоративен, и потому встречается не только в храмовом благоукрашении, но в церковном шитье, книжной миниатюре. Изящные растительные мотивы часто используют в самых близких нам — нательных и самых заметных — надглавных крестах.

(247)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *