«Да молчит всякая плоть человеча».
«Что это такое? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле и такая тишина?.. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию и воскрешает усопших от века». Свт. Епифаний Кипрский
Сегодня Святая Церковь вступила в Великий день Великой Субботы! Давайте откроем св. Синаксарий на этот удивительный таинственный день и прикоснемся к его прекрасным сокровенным страницам: «Все дни, — говорится в нем, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая Страстная Седмица, и больше самой Великой Седмицы сия Великая и Святая Суббота!
Величественно и прекрасно описывается суть Великой Субботы в тропаре, который священник молитвенно читает на каждой Божественной Литургии: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Сегодня вся Вселенная затаила дыхание! Сегодня Святая Церковь все и вся: небо и землю, ангелов и человек призывает поклониться Живоносному Гробу Христову — Источнику нашего Воскресения. Бог Слово плотию снисходит во гроб. Снисходит Он и во ад Своею безсмертною и Божественною душою!
Нисхождение во ад блаж. Прокл Константинопольский называет мостом умерших к возрождению! Во аде страдали до крестной смерти Христовой души всех скончавшихся людей. Все /без исключения/ наследовали темницу ада. За Адамом не избежали этой участи и все Ветхозаветные праведники! Господь — Сама Жизнь — безстрашно вошел в Царство смерти: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя…» Святитель Епифаний Кипрский образно, прекрасно описывает нисхождение Христа во ад. Он говорит, что Господь спустился во ад «Богоподобно, воинственно, властно!»
Сошел, сопровождаемый не 12 легионами, но тысячами мириадов ангелов. «Кто есть сей Царь славы?» — в великом ужасе громко воззвали властители ада. И все Небесные Силы велегласно воззвали: «Господь Сил — Той есть Царь Славы!» И далее Святитель Епифаний говорит, что Адам услышал шаги грядущего Христа таким же образом, как некогда в раю услышал их после преступления и ослушания. Тогда он чувствовал — горечь, смущение и страх. Теперь же — необыкновенную неописуемую радость
==============
ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ КРАТКО:
Сегодня наступила Великая Суббота, день, когда мы воспоминаем пребывание Господа нашего Иисуса Христа телом во гробе, а душой в аду.
После крестной смерти Спасителя, Его душа была взята во ад, так как после согрешения Адама и Евы, души всех умерших людей попадали только в ад. Правда, там было специальное место для праведных людей, которое называлось лоном Авраамовым. Но Ад сильно обманулся! Рассчитывая заполучить душу Сына Божьего навечно, демоны вдруг увидели, как с великим шумом и невероятно ярким светом приближается душа Господа Иисуса Христа! Победоносно разрушив врата ада, Спаситель победил темную силу, победил вечную смерть и поднял души праведных в Рай!
И все мы, православные люди, и дети и взрослые, должны радоваться этому событию не только в предстоящий праздник Светлого Христова Воскресения, но и в каждый Воскресный день, посвященный Победе Христа над смертью. Ведь теперь, после земной жизни, каждая душа праведного человека может вознестись в Рай!
==============
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТОГО ВЕЛИКОГО ДНЯ
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили Пречистое тело Господа в новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о своем воскресении, но не веря этому предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в Субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы Воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем Воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Все дни превосходит св. Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовав субботою, т.е. покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – Пяток, паки воссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотью снисходит во гроб, снисходит же и в ад (1Пет.3:19-20) с естественной и божественной душой, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотью: но в то же время Он был и в раю с разбойником, и, как прежде сказано, в аду с обнаженной своей душой, преестественно же был как Бог неописанный, неограниченный: «ничто же бо Божеству во гробе страждущу, яко же ниже на кресте». Испытало Господне тело и тление, т.е. разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробу и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумляется, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, – и тех, которых заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя. «Разрешения в стихии, из которых составлено, и исчезновения не потерпело тело Господа», – говорит святой Иоанн Дамаскин.
(4)