Храм Архистратига Михаила ст. Вешенская

Местная религиозная организация Шахтинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Контактные данные: Россия, Ростовская область, Шолоховский район, ст. Вешенская, ул. Подтёлкова. ysja-84@mail.ru  +7 (938) 1450837

История храма:

Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вёшенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма. Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года. В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного. В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался «человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра». Евсеев получил известность не только в Вешках — здесь его знал каждый, но и во всей Донской области. «Он имел, — говорилось в некрологе, — все награды, знаки отличия и ордена, какие только возможно получить скромному сельскому священнику, — до Владимира 4-й степени включительно… почтен был палицею, этою весьма редкою для сельского пастыря наградою». Синод пожаловал его саном протоиерея, местное духовенство преподнесло ему в связи с полувековым юбилеем службы в станице золотой наперстный крест с украшениями. Старый алтарь Свято-Миахило-Архангельского храма, станицы Вешенской, Умер Евсеев в марте 1899 года «старейшим и заслуженнейшим в Донской Епархии протоиереем», и на похороны, несмотря на неудобство сообщения по случаю таяния снега, за несколько десятков верст (с Задонской стороны и реки Чира) съехалось множество его бывших прихожан, пожелавших отдать последний долг любви почившему». У батюшки Василия Евсеева сын, внук, зять и внучатый зять были священниками, и о них долго еще говорили: «Это сын (внук, зять) отца Василия. Естественно, авторитет таких служителей церкви, как Евсеев, был среди станичников и хуторян исключительно высок и не мог не отражаться на авторитете Церкви. Тем более, что в ее рядах встречались искренние ревнители просвещения народа, люди, пытавшиеся помогать населению в различных его бедствиях. Только в 1891 году газета «Донская речь» сообщала об «инициативе новой и в высшей степени симпатичной» — при Вешенской церкви организуется «библиотека книг по сельскохозяйственному отделу, которой будет заведовать местный священник», и о том, что протоиерей Евсеев и староста второй церкви в Вешках передали в пользу голодающего населения России 158 рублей 36 копеек, из них 68 рублей так называемых «кружечных», а остальные — из средств церквей и их служителей, в том числе и упомянутого старосты.Свято-Михаило-Архангельский храм, станицы Вешенской, 1987 год. Церковная жизнь в Вешках и округе и связанная с ней жизнь казаков шла так же, как и жизнь всей России — были периоды подъема и смуты. Смута постепенно проникала и в жизнь вешенцев. Уже в 1876 году в «Донской газете» сообщается, что «в Вешенской станице появилась секта перекрещенцев, распространяющаяся в последнее время настолько успешно, что последователей ее можно встретить в значительном числе в станицах Усть-Хоперской, Александровской, Глазуновской и Скуришенской, между которыми есть и наши церковные. Обряд свой они совершают с большой таинственностью, непременно в глухую полночь, в близлежащей реке или озере, почему знать о существовании их могут только одни однохуторяне их и станичники. «Верно, уж последние времена приходят», — сказал нам однажды с глубоким вздохом старик-раскольник по поводу разговора с ним об их заблуждениях. «Из чего же это видно, дедушка?» — спросили мы. «Как же! — был ответ, — в одной старообрядческой ныне семье нашей держатся трех вер: муж беспоповец, жена австрийка (сторонница Австрийской иерархии), сын перекрещенец, и уж внук будет либо хлыстом, либо скопцом, или чем-нибудь еще того хуже; думаем, думаем и не знаем, к какому берегу пристать». Смута в головах и сердцах зрела долго и выплеснулась в революционное бунтарство и неповиновение не только властям, но и духовенству. Так, набравшись бунтарского духа, житель станицы Еланской Иван Сердинов, будучи чтецом и певчим в Свято-Никольском храме станицы Еланской, собирал в церкви кружок и тайно что-то читали и обсуждали. А когда прихожане хотели донести властям, их предупредили: «Попробуйте сделать…» После свержения монархии в России и революционного бунта красный террор прокатился по вольным казачьим станицам. Троицкая церковь, станица Вешенской, 1930 годЗакрывались и разрушались храмы, духовенство забирали и расстреливали. В 1937 году был разрушен Троицкий храм в станице Вешенской, а Свято-Михайло-Архангельский приход был закрыт, и помещение храма было использовано под зернохранилище. В этот период его пытались взорвать безбожники, но М. А. Шолохов заступился за храм, и он остался цел. Во время Второй мировой войны храм уцелел, но сильно пострадал, были утеряны алтарь и колокольня. Бомба, сброшенная с немецкого самолета, пробила главный купол храма, но не взорвалась и упала на зерно. Позже выяснили, что вместо тротила внутри бомбы был песок. Приход открылся в 1946 году. С этого времени до наших дней на приходе служили священники: Димитрий Попов, Федор Забияка, игумен Серафим (Убрановский Николай Александрович; был благочинным Вешенского благочиния с 1954 года по 1958 год), Андрей Желобов, Евлогий Шеприкевич, Михаил (Ромашко), Сергий Богуславский, Анатолий Жакулин, Александр Тараканов, Вениамин Бурдин, Владимир Поляков.Свято-Михаило-Архангелский храм Храм начали восстанавливать с 1991 года, в этом году была перекрыта крыша главного купола. С 1992 года по 1995 год шло восстановление алтаря на старом фундаменте. В 1994 году был спроектирован и построен главный иконостас храма. Проект был выполнен ныне покойным архитектором Игорем Ганусом. В октябре месяце 1995 года митрополитом Владимиром Котляровым были освящены престол в главном алтаре храма и иконы местного чина иконостаса. В 1996 году прошли закладка и строительство помещений церковно-приходской и воскресной школы, баптистерия и подсобных помещений. Иконостас Свято-Михаило-Архангельской церкви, станицы Вешенской, 2004 годВосьмого июля 1997 года по благословению Архиепископа Пантелеймона настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода иереем Владимиром Поляковым, настоятелем Свято-Успенского прихода х. Поповский иереем Евгением Симакиным и настоятелем прихода Владимирской иконы Божией Матери станицы Мигулинской иереем Анатолием Бараненко была произведена закладка надвратного храма в честь Донской иконы Божией Матери. Первая Божественная литургия и освящение престола в этом храме были совершены настоятелем протоиереем Владимиром Поляковым и священником Анатолием Бараненко по благословению Архиепископа Пантелеймона 1 октября 2002 года. В 1999 году настоятелем прихода Архистратига Михаила священником Владимиром Поляковым был заложен фундамент колокольни, а ее строительство началось весной 2000 года. В апреле 2003 года на отстроенную колокольню подняли колокол «Благовест», и с этого времени над нашей станицей раздается колокольный звон, который собирает прихожан на молитву в храм. Работы по оштукатуриванию и покраске стен колокольни были закончены летом 2004 года. Как и главный иконостас храма, колокольня была спроектирована Игорем Ганусом в 1996 году.

(2237)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *